Дважды рязанец

С творчеством Бориса Леонтьева (1898-1960) я познакомился еще в начале семидесятых годов прошлого столетия, во время своего студенчества. В одном из коллективных изданий мое внимание привлекло стихотворение этого автора «Рязань». Представляю читателям начальные строфы произведения:

 

Было так: намокшей парусиною

Над землей свисали облака.

Лишь фонарь маячил керосиновый

У раскрытой двери кабака.

 

Каланча. Телега с тряским кузовом.

Звон церквей да полицейских брань.

Богачи смеялись: «Косопузая,

Рваная мужицкая Рязань».

 

Но могучей дружной силой исстари

Славен русский трудовой народ.

И в Рязани он, как всюду, выстоял

Против гнета, горя и невзгод.

 

А вскоре мне выпало прочитать небольшой, всего в тридцать стихотворений, сборник Бориса Леонтьева «Русское сердце». Предисловие к этому изданию подготовил первый ответственный секретарь Рязанского отделения Союза писателей РСФСР Александр Чувакин. Узнал я, что Борис Андреевич Леонтьев родился 1 февраля (по новому стилю) 1898 года в городе Слободском Вятской губернии, в семье врача. По окончании реального училища поступил в Петроградский политехнический институт. Тогда же, в 1916 году, состоялся поэтический дебют Бориса Леонтьева: его стихи были опубликованы в столичном коллективном сборнике «Литературная коллегия».

Проучившись два курса в Петрограде, юноша вернулся в связи с семейными обстоятельствами на родину. Какое-то время работал в местном отделе образования. Затем стал школьным учителем в селе Даровском. Помимо педагогической деятельности, Борис Андреевич занимался самообразованием, закончил трехгодичные заочные курсы иностранных языков, глубоко изучал классическую литературу и, конечно же, писал стихи. В 1930-1937 годах Леонтьев жил в Рязани. Вскоре после этого он опубликовал в ленинградском журнале «Звезда» цикл стихотворений об Александре Сергеевиче Пушкине. Вот одно из них, посвящ-нное роковой дуэли великого поэта:

 

В этот день, наверно, падал снег.

Сумрачные окна индевели.

Ежился прохожий человек,

Поднимая воротник шинели.

 

Бенедиктов сочинял стихи

И захлебывался от удачи.

Стыли елок острые верхи

Где-то там, у Комендантской дачи.

 

Сквернословил дряблый генерал,

Спал в трактире кучер бородатый.

Календарь ничем не выделял

Незабвенной и кровавой даты.

 

Ехали жандармы – не туда,

Где давно обдуманный и быстрый

Прозвучал на многие года

Высочайше утвержденный выстрел.

 

Произведения Бориса Леонтьева печатались не только в «Звезде», но и в журналах «Ленинград», «Литературный современник», других изданиях. Творчество поэта получило добрые отклики таких видных представителей отечественной литературы, как Татьяна Щепкина-Куперник, Иван Новиков, Виссарион Саянов, Дмитрий Кедрин, Семен Кирсанов, Виктор Мануйлов.

В 1948 году Борис Леонтьев был принят в члены Союза писателей СССР, причем только по своим журнальным публикациям. Спустя пару лет поэт вновь перебрался в Рязань. Он работал здесь корректором областной газеты, печатался в местных изданиях. 19 апреля 1958 года поэт принял участие в учредительном собрании Рязанского отделения Союза писателей РСФСР. Незадолго до кончины Бориса Леонтьева (он умер после тяжелой болезни 1 мая 1960 года) в областном издательстве вышел единственный прижизненный сборник замечательного подвижника русской словесности. Об этой книжечке я как раз и упоминал в начале статьи.

А в 1971 году издательство «Московский рабочий» выпустило более объемный сборник Бориса Леонтьева «Русская песня», куда вошло 97 стихотворений (составитель Анатолий Сенин). Привожу строки из заглавного произведения этого издания:

 

Наша русская песня слагается так,

Что ее не забудешь вовеки.

С ней в пути трудовом все уверенней шаг,

Все прекраснее горы и реки.

 

Наше русская песня струится в жилье

Вместе с лунным и солнечным светом.

И любимая девушка слышит ее

И сердечным ответит приветом.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Эта песня на радость земле рождена.

Этим звукам, как другу, доверься:

Раскрывается в них – горячо и сполна –

Наше верное русское сердце!

 

В предисловии в посмертному изданию Бориса Леонтьева его друг, известный ленинградский поэт Всеволод Рождественский так высказался о творчестве «дважды рязанца»: «Борису Леонтьеву в высшей степени было свойственно тонкое чувство родной природы, воспитывающей живой, действенный патриотизм. С острой наблюдательностью, глазом взыскательного художника поэт умел двумя-тремя штрихами вызывать в воображении читателя ясные зрительные образы и делал это очень просто, естественно, без всякой нарочитости и надуманности».

Верные слова об одаренном, честном литераторе Борисе Леонтьеве, стоявшем у истоков создания Рязанской писательской организации.

 

Владимир ХОМЯКОВ, г. Сасово Рязанской области